Пивная дивная столица (3ч.)
- Что ж, я принимаю приглашение, - кокетливо поведя плечом и смутившим бы любого мужика полуобнажённым бюстом, сказала Анна. – Но ты меня приглашаешь как экскурсовода, как чешку или как женщину?
- И то, и другое, и третье.
- Однако… Умеете вы, русские, пользоваться женщинами.
- Куда уж нам, дуракам, щи варить, - возразил я. – До французов далеко!
- Я бы не сказала. Но посмотрим. Только я должна переодеться – специально для пивной.
- А существует дресс-код? – удивился я.
- Существует традиция, - со снисходительной улыбкой ответила Анна. – В нашей пивной дивной столице.
Через два часа мы встретились – она вышла из машины и на улице мужчины оборачивались: она была, словно с рекламы мюнхенского Октубер-фест сошедшая, что, учитывая смелость форм, просто-напросто восхищало и завораживало.
- Ну как? – спросила, лучась улыбкой.
- Потрясающе!
«У Флеку» - это пивная-завод, пивная-музей. Находится она, как и пять с лишним веков назад, в Пражском Новом месте. Пивной цех (рассказывала моя умопомрачительная экскурсоводша) был основан здесь по приказу самого Карла Четвёртого в 1456 году с той целью, чтобы «пиво хорошее пражское, как в давние времена, не утратило своей знаменитости».
Чтобы нагулять аппетит, мы решили прогуляться. Упоительны, ласковы вечера в Праге!
Достопримечательности той части города, в которой находится пивная «У Флеку», расположены несколько в стороне от основных, известных всему миру «туристских объектов». Но тем не менее здесь находятся такие архитектурные шедевры, как костёл Девы Марии Снежной, костёл на Карлове, монастырь с костёлом на Слованах… Три костёла – святого Войтеха в Йирхаржах, костёл святого Михаила в Опатовицах и святого Вацлава на Здеразе своими вершинами образуют знаменитый соборный треугольник.
- Император Рудольф – следующий за Карлом наш король и одновременно император Священной Римской империи…
- Он был римским императором? – переспросил я.
- Да, как Цезари – Юлий, Тиберий, Калигула, Нерон…
- И такой же развратник?
- Гораздо более! – рассмеялась моя экскурсоводша. – Просто пока не нашлось на него режиссёра Тинто Брасса, чтобы снял нечто вроде «Калигулы»! Про оргии Рудольфа ходили легенды, в них участвовали сотни мужчин и женщин, никто никому не имел права отказывать!.. Но мы говорим о пиве.
- О пиве, конечно, - согласился я. – О чём же ещё здесь говорить?
- Так вот именно чешский король и римский император Рудольф своей столицей избрал Прагу…
- Ты хочешь сказать, - вновь перебил я Анну, - что Прага – третий Рим, а не Москва?
- Сам думай и делай выводы. Моё дело рассказать, как было. Рудольф охотно пил флековское пиво. Пока был в силах – устраивал так называемые «пивные оргии», о которых я сказала, а когда состарился – употреблял флековское в качестве лекарства. Придворный врач Тадеаш Гаек, великий естествоиспытатель, астроном, математик, предписывал ему пиво. Цель подобного лечения сводилась к следующему: чтобы «тело от естественной влажности отпариванием избавленное, благотворным увлажнением поправилось и вновь ожило…» Просто элексир жизни! Так утверждает Гаек в своём сочинении «О пиве». На русский не переводилось, не знаешь?
- Не встречал. Любопытно было бы почитать.
- Да, весьма занятное чтиво, скажу тебе – читается, как детектив! В те давние времена «У Флеку» пиво варили из солода ячменного или пшеничного. В зависимости от количества солода различалось пиво лёгкое, среднее, крепкое. Самое крепкое пиво «бржезняк», или мартовское. Пиво это, действительно, варили в марте и выдерживали всё лето. Поэтому при его приготовлении надо было применять больше солода и хмеля. Однако пивовары не стеснялись варить отвар из однажды уже использованного солода – назывался он бурдой. Цеховые правила того времени предписывали, что в случае приготовления недоброкачественного пива заплатить за него придётся самому пивовару, а выпить всё, до капли – его подмастерьям.
- Остроумно! До туалета-то добегали?
- Не знаю, как решался с этим вопрос в давние времена, а вот в наши, в частности, в Мюнхене на Октубер-фесте такое было!..
- Какое, расскажи?
- Я оказалась в мужском туалете и…
- Случайно зашла?
- Не совсем. Вернее, не случайно. Я же там официанткой тогда работала, ещё студенткой была, а там хорошо платили, чаевые были просто фантастические, мне кажется, таких чаевых, как на пивных фестивалях, нигде не бывает!
- Это немцы-то раздают щедрые чаевые? – усомнился.
- Во-первых, там не только немцы, на Октубер-фест съезжается вся Европа, а во-вторых, и немцы. Тот огромный, накачавшийся свежим, не фильтрованным пивом бош, который за сто марок, тогда ещё марки были, попросил помочь ему добраться до туалета…
- Интересно, и что? Помогла?
- Помогла, он был осоловелым, огромным, тяжеленным!.. Впрочем, об этом потом расскажу. Сейчас мы приближаемся к «Флеку». Пивоваренный завод работал круглые сутки. Залогом хорошего пива был хороший солод. Поэтому солод «У Флеку» готовили сами. До сих пор в задней части пивоваренного двора можно обнаружить старинные части солодосушилки. В солодосушилку, отапливаемую специальной печью, с соседнего тока приносили пророщенное зерно. Необходимо было следить за тем, чтобы солод не пропах дымом. Готовый солод двое солодовников разрыхляли и проветривали, третий увлажнял обрызгиванием, чтобы солод охлаждался и чтобы «сила зерна вновь пробудилась». Затем солод дробился. Приготовление сусла начиналось после полуночи. Пивовар в белом фартуке после подачи команды: «С Богом! Затирать!» - запевал религиозную песню…
- Псалм?
- Да, но не простой, а пивной.
- Существуют пивные псалмы? – удивился я.
- Набожное пение пивоваров во время приготовления сусла было мишенью многих острот. Однако оно имело свой смысл. Пение помогало пивовару определить время…
- Кстати, о времени. Анна, тебя можно слушать бесконечно, ты так рассказываешь о всех этих солодосушилках, солодовниках… Но может быть продолжим «У Флеку», ужасно захотелось после твоих рассказов пива!
- Ну, пошли, - согласилась Анна.
В помещении накатила на меня ностальгия – я вспомнил, как впервые приехал в Прагу, будучи ещё студентом, в далёком 19…
Продолжение следует... Сергей Марков,
член Союза писателей и Союза журналистов России
главный редактор журнала
«Русский Миллионер»(из пивного путевого дневника, «Чешский хлеб»)
специально для © Пивная.Ру
Следующие новости:
Предыдущие новости: