Пивная тонна – кто сможет поднять?
Вчера, 17 мая 2012 года, в Праге стартовал пивной фестиваль, на котором посетителям пивовары предлагают попробовать свыше сотни различных сортов своего чешского пива. А в США «пивная неделя» подходит к концу.
В эти выходные около 2000 частных пивных предприятий США подводят итоги. Рост отрасли независимых пивоваров в 2011 году в США составил 13%. «Пивные ремесленники» (craft brewers) в настоящее время обеспечивают около 103 585 рабочих мест, включая персонал пивных заведений.
В Германии за минувшие десять лет число мелких пивоварен выросло на 22%, из 1284 зарегистрированных производителей 817 – все это малый бизнес. Даже в Украине после стагнации количество малых пивоварен вновь неуклонно растет.
Когда мировая тенденция придет к нам – в Россию?
«Мы сейчас на три метра глубины под землей – это очень удобно, в плане экономии электроэнергии и всего остального. Нужно было найти 100 кВт, ведь газа здесь нет – поэтому все на электричестве. Воду берем со своей скважины на территории. Специально сделали два отделения брожения, для верхового и низового. Отдельная вытяжка, отдельная приточка, отдельная канализация, помещения полностью независимые, чтобы соблюсти все правила санитарии, хотя мне лично кажется это шаманство», - объясняет Александр Белков, владелец частной пивоварни в подмосковном городе Жуковском.
Хотя, какая она «частная» - можно подумать у нас в России уже появились государственные пивные предприятия? Отец и сын Белковы собрали на месте бывшего павильона овощной базы пивоварню мощностью в одну тонну, да так ее и назвали – «Одна тонна». Насколько реально поднять пивной бизнес малых предприятий в России? Судить вам.
«Одна тонна» в Жуковском была поставлена, собрана, запущена в эксплуатацию чешской компанией «Mini Brewery System» в конце февраля. В контракт входило оборудование, монтаж и первая варка. Стоимость создания самого производства - порядка 280 тыс. евро. Всего, с отделкой, с накладными расходами уже сейчас затраты превысили 300 тыс.
С учетом продолжающихся эксплуатационных расходов пивной проект сможет выйти на операционную прибыль (перестать работать «в минус») не ранее чем через год. Всего можно варить от 24 до 30 тонн в месяц, примерно 3000 гектолитров в год. При таких мощностях возврат инвестиций не ранее чем через пять-шесть лет. Взять деньги в банке – просто утопия. Кому банк сможет продать пивные устройства? Это вам не авто в кредит. Налоговых привилегий для «частных» пивоваров у нас никаких. Такая вот арифметика.
Но семья Белковых не унывает. Два года назад, «заразившись» этой идеей, оставив основной бизнес на управляющих, предприниматель Александр при поддержке отца и супруги (во всяком случае, именно они пока составляют основной административный штат) погрузился в процесс созидания, а проще говоря - создания действительно своего, местного пива.
Зачем? Где прибыль? Кому нужен сейчас пивной бизнес? Александр лишь улыбается, идем дальше по помещениям, заходим в бродильный цех:
«Это уже все продается. Например, за месяц три тонны «пшенички светлой» раскупили, особенно хорошо берут пиво светлое (верхового брожения). Мы сразу сварили совершенно разные сорта, например типичный плотный северогерманский эль красно-коричневого цвета, но с этими увлечениями приходится быть осторожным. Эксперименты конечно интересны, но у нас кроме «светлого живого» пока остальные сорта не совсем понимают. Хотя, «пшеничку темную» тоже берут, продали больше тонны за месяц, а когда варили - даже не знали, что в результате получится.
Опыта по варкам вообще никакого не было, поэтому, когда принимали решение, что варить будем - решили сварить три вида светлого пива, которые очень похожи друг на друга, чтобы на чем-то остановиться. Думали, будет продаваться одно, а в результате народ покупает другое, не угадаешь.
Варить как у всех, создавать чужие пивные «клоны» - нет такой задачи, мы хотим делать свое пиво. Сами разрабатываем рецептуру, сами варим, сами опрашиваем продавцов и конечных потребителей. Даже с названиями ассортимента пивной продукции пока не понятно, мне сын старший подбирает литературу по пивоварению, сидим, смотрим рецепты, обсуждаем.
Готовим по полному циклу, без всяких «ускорений», поэтому фильтровать собственно нечего, потребителям даже понятней, когда без фильтраций-пастеризаций. Это когда за две-три недели надо оборачиваться – тогда конечно могут еще оставаться дрожжевые и прочие привкусы, требующие очистки. Когда получали всякие декларации и сертификаты, комиссия нас спрашивает: «так у вас пиво фильтрованное или нефильтрованное?». Пожимаем плечами, вот это вот нефильтрованное, но осветленное. «А как его осветляют?», - спрашивают чиновники.
А фильтровать мы так и не научились, не было такой необходимости. Оборудование фильтрации до сих пор стоит в заводской упаковке, даже не подключали. Раскупают настолько быстро, что задача увеличения сроков хранения даже не актуальна. Хотя мало кто в это верит, а люди несведущие считают «живое нефильтрованное» – это когда мутное.
Солод и хемль немецкий брали в «Вайерманне» (Солодовенная фабрика Михаэля Вайерманна), чешский солод пльзеньский и хмель купили у российских поставщиков, кеги в миасе (Миасский машиностроительный завод) – кеги нормальные, только тяжелые. Про розлив в бутылки пока не думали. Сейчас в клиентах только три ресторана, а в основном это пивные магазины, что торгуют в розлив».
И как поется в песне из старого кинофильма: «тут пора поставить точку, хоть и очень странно это», ведь с 1 января 2013 года продажа любого пива будет запрещена в нестационарных объектах. Как, в каких магазинах наш пивовар сможет продать свое «разливное»? Фильтровать, пастеризовать, покупать линии розлива, необоротные бутылки? Может проще - разбавить воду спиртом, шесть плюс четыре? Кому оно теперь надо, это пивоварение?
Зашли недавно на «майские» Президент с Премьером в московскую легендарную пивную «Жигули» отведать свежесваренного фирменного: «А где варят-то? » - спрашивают. «Да вам сейчас наверно не до этого?», говорит хозяин. «Как это не до этого, если мы к вам специально приехали? Интересно же посмотреть, как пиво варят, можно?», - удивляются гости. А владелец и отвечает: «Нет, пиво нам варят в Мытищах. Самый лучший завод в Москве – первая Московская Пивоваренная Компания».
Следующие новости:
Предыдущие новости: