Пивные заводы Сибири «О безопасности алкогольной продукции»
11 ноября 2011 года в
Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук (ИЭОПП СО РАН) в Новосибирске состоялись общественно-экспертные слушания, участники которых обсудили положения проекта технического регламента Таможенного союза
«О безопасности алкогольной продукции».
Слушания проводились в рамках процедуры публичных обсуждений технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», объявленного комиссией Таможенного союза 19 октября 2011 г.
Один из пунктов (п.38) предлагаемого документа, в разработке которого с российской стороны принимает участие Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ, предусматривает запрет на использование пластиковой потребительской упаковки (ПЭТ - ПолиЭтиленТерефталат) для производства и оборота алкогольной продукции на территории России, Казахстана и Белоруссии. В обсуждении проекта регламента приняли участие представители бизнеса из Красноярска, Томска, Омска, Иркутска, Барнаула и Новосибирска, ученые Сибирского отделения Академии наук, экологи, социологи, представители органов исполнительной власти и средств массовой информации, всего – 17 человек (в том числе, 3 человека заочно). Были заслушаны выступления 10 участников. Среди них прозвучали доклады представителей заводов «Красноярский завод ЕВРОПЛАСТ» (Красноярск), «МЕГА-ПЛАСТ-Сибирь» (Новосибирск), «Томское пиво» (Томск), «Новосибирскпродмаш» (Новосибирск), «Балтика-Новосибирск», «Сибирская Пивоварня Хейнекен» (Новосибирск), ассоциации предприятий «Экология Сибири», Центра маркетинговых исследований «Инфоскан», Института экономики и промышленного производства СО РАН, Министерства промышленности и торговли Новосибирской области.
Участники слушаний отметили, что предполагаемые нововведения окажут существенное негативное влияние на различные сферы экономики региона. Так, в случае вступления в силу нового технического регламента, под угрозой закрытия окажутся предприятия, производящие ПЭТ-преформу не только для пивоваренной отрасли, но и для пищевой промышленности в целом. Учитывая, что около 40% производимой ими преформы выпускается для пивоваренных заводов, сокращение объема производства в таких масштабах вызовет взрывной рост цен на упаковку для пищевых товаров других групп и, как следствие, на продукты в целом. Что скажется, прежде всего, на основных потребителях – средних и малообеспеченных группах граждан.
Новый технический регламент приведет к значительному снижению товарооборота. При этом, например, только в Новосибирской области в сфере торговли занято более 200 000 человек. Данный сегмент экономики области обеспечивает 20% валового регионального продукта.
Существенный урон будет нанесен и другим регионам СФО. По экспертной оценке, которую представил на слушаниях С.С.Чирва, директор по маркетингу и развитию ГК «Рэдвар» (в ГК входит компания «Новосибирскпродмаш» – крупнейший за Уралом производитель оборудования для розлива напитков), под угрозой закрытия в регионе окажутся более 7000 субъектов малого предпринимательства, деятельность которых связана с розливом напитков в ПЭТ. Основным направлением развития малого бизнеса является пищевая промышленность и торговля. В пивоваренной отрасли СФО и смежных отраслях сосредоточено более 300 производственных предприятий среднего и малого бизнеса (мини- пивоварни, производство пивного промышленного и торгового оборудования, производство упаковки). Все эти предприятия ориентированы на одну отрасль, и не являются многопрофильными. Перепрофилирование приведет к безвозвратной потере инвестиционного капитала в основные средства и оборудование (существенные в данной отрасли), и, как следствие к росту риска ликвидации. Таким образом, дискриминационные меры против пивоваренной отрасли противоречат постулатам государственной поддержки малого предпринимательства.
Такая ситуация, в свою очередь, приведет к общему ухудшению состояния бизнеса в регионе и упущенной прибыли для государства в виде неуплаченных налогов на предпринимательскую деятельность.
Участники слушаний прогнозируют тяжелые последствия в случае вступления в силу Технического регламента в существующей редакции как для экономики Сибирского региона в целом, так и для всех его жителей. Подобного рода меры ограничивают модернизацию предприятий, ведут к снижению инвестиционной привлекательности поселений и территорий, повышению себестоимости других групп товаров, усиливают экономическую нестабильность в малых городах и ведут к росту безработицы.
Производство ПЭТ-упаковки глубоко интегрировано в другие отрасли промышленности РФ. Предлагаемые нормы приведут к падению потребления в смежных сферах деятельности. Cегодня на территории Российской Федерации успешно работают 22 крупных и более 50 небольших предприятия по выпуску ПЭТ-преформ (заготовок для дальнейшего выдува бутылок). Cумма общих инвестиций в экономику России за время существования отрасли составила более $1,5 млрд.
В случае запрета производства и оборота алкоголя в пластиковой упаковке, российские производители ПЭТ-упаковки понесут серьезные убытки, будут вынуждены значительно сократить производство и рабочий персонал, произойдет снижение налоговых отчислений в федеральный и региональный бюджеты. Для небольших региональных предприятий такое непродуманное решение может обернуться катастрофой – они окажутся под угрозой закрытия.
Запрет на использование ПЭТ-упаковки увеличит себестоимость пива, сделает данный продукт значительно более дорогостоящим для потребителя. В результате часть основной целевой аудитории недорогого пива переключится на более дешевый крепкий алкоголь и суррогаты, соответственно возрастет и потребление чистого спирта, и смертность от алкогольных отравлений.
Результаты проведенных социологических исследований подтверждают, что больше половины опрошенных считают, что новые запреты могут привести к ухудшению экологической обстановки. Новосибирцы отвергают готовящиеся ограничения и как потребители напитков. По мнению большей части горожан, полный запрет ПЭТ-бутылок и запрет на повторное использование стеклотары в пивобезалкогольном производстве может стать причиной удорожания конечного продукта. Менее 10% респондентов введение новых запретов представляется обоснованной мерой. На порядок больше опрошенных (80%) считают, что, с точки зрения экологии, наиболее эффективным будет являться новый федеральный закон о вторичной переработке отходов упаковки, включая стеклопосуду и ПЭТ.
На основании вышеизложенного, участники общественно-экспертных слушаний пришли к выводу о необходимости пересмотра настоящей редакции Технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» и удаления из текста документа п. 38 в связи с непродуманностью последствий закрепленной в данном документе нормы о недопустимости использования пластиковой потребительской упаковки для производства и оборота алкогольной продукции.
Следующие новости:
Предыдущие новости: